Новости

  • 30.01.2019
    Міністр юстиції інформує
    Доброго дня, пане Міністре! Перебуваючи за кордоном під час новорічних свят, зі мною трапилася неприємна історія - в мене викрали закордонний паспорт. Згодом все відновила, але я дуже перенервувала, тому що не...
  • 15.12.2018
    Триває міжнародна зйомка антарктичного криля
    Триває міжнародна зйомка антарктичного криля (у зоні відповідальності CCAMLR), в якій беруть участь судна Норвегії, України, Китаю, Південної Кореї, Великої Британії та Чилі...
  • 12.12.2018
    FISH FORUM 2018
    10-14 грудня 2018 р. у Римі (Італія) відбувається Форум з рибогосподарських досліджень у регіоні Середземного та Чорного морів. Головним організатором Форуму є Генеральна комісія з питань рибальства у Середземномор'ї...
  • 15.11.2018
    XXXVII СЕСІЯ КОМІСІЇ ЗІ ЗБЕРЕЖЕННЯ МОРСЬКИХ ЖИВИХ РЕСУРСІВ АНТАРКТИКИ (ККАМЛР)
    Засідання XXXVII сесії Комісії зі збереження морських живих ресурсів Антарктики (ККАМЛР) та її профільних комітетів (Наукового комітету - SC-CAMLR, Комітету з виконання та дотримання (SCIC) та Комітету з...
  • 27.10.2018
    О ПРОБЛЕМАХ УКРАИНСКОГО РЫБОЛОВСТВА В АЗОВСКОМ МОРЕ В УСЛОВИЯХ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
    Во многих публикациях последних дней о проблемах рыболовства Украины в Азовском море, в частности по следам незавершенной ХХХ сессии Украинско-Российской Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском моря, мы...

Все новости

Главная / Новости / О ПРОБЛЕМАХ УКРАИНСКОГО РЫБОЛОВСТВА В АЗОВСКОМ МОРЕ В УСЛОВИЯХ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
27.10.2018

О ПРОБЛЕМАХ УКРАИНСКОГО РЫБОЛОВСТВА В АЗОВСКОМ МОРЕ В УСЛОВИЯХ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Во многих публикациях последних дней о проблемах рыболовства Украины в Азовском море, в частности по следам незавершенной ХХХ сессии Украинско-Российской Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском моря, мы отмечаем, к сожалению, крайне мало от объективного взгляда на вещи. И потому, руководствуясь исключительно желанием донести до наших читателей хоть немного больше информации о реалиях в этой сфере, основываясь исключительно на фактах, которые не вызывают сомнений, надеясь на то, что это поможет обществу разобраться в ситуации, имеем поделиться нижеследующим.

Азовское море было до 2014 года и остается с 2014 года морем, использование биоресурсов которого осуществляют Украина и Российская Федерация. Соответственно, именно эти два государства несут ответственность за сохранение биологического и ландшафтного разнообразия моря, сохранение и рациональное использование водных биоресурсов.

Все годы, начиная с 1992 года, Украинско-Российская Комиссия по рыболовству в Азовском море, созданная в соответствии с соглашениями 1992 и 1993 гг., обеспечивала управление эксплуатируемыми водными биоресурсами моря. Если буквально, российские и украинские ученые сверяли данные учетных съемок, обсуждали материалы и результаты анализа, после чего приходили к выводам о величине запасов и лимитов рыб - общем для двух стран допустимом уровне использования биоресурсов. Затем общие лимиты использования водных биоресурсов разделялись на национальные квоты. Таким образом обеспечивалось, что предохранительный уровень изъятия водных биоресурсов не будет превышен.

Деятельность как украинских, так и российских рыбаков, в соответствии с действующими соглашениями, до сих возможна на всей акватории моря от украинских до российских берегов (и это могут подтвердить украинские рыбаки, чьи рыболовные суда ведут промысел в открытых районах, в том числе в южной части моря).

Во все прошедшие годы рыбаки обеих сторон были защищены порядком контроля рыболовства, согласованным в рамках Комиссии. В соответствии с данным порядком, применение санкций к рыбакам той или иной стороны оставалось прерогативой страны национальной принадлежности рыбаков. То есть в случае выявления нарушений рыбаками одной стороны контролирующими органами другой стороны, об их нарушении оперативно информировались контролирующие органы национальной принадлежности с передачей материалов по нарушению данным органам национальной принадлежности.

Распределение национальных квот на протяжении многих лет приобрело характер использования водных биоресурсов на принципах паритета, и это было актуально вплоть до текущего, 2018 года.

То есть мифы о существовании каких-то квот, распределяемых Украинско-Российской Комиссией по рыболовству в Азовском море для Крыма, и о том, что именно за счет этих самых квот вылов Российской Федерации рекордно вырос в последние годы, не имеет отношения к действительности. Статистика вылова РФ в Азово-Черноморском бассейне на самом деле возросла за счет использования нынче Россией биоресурсов в национальной экономзоне Украины в Черном море (в водах, прилегающих к Крыму), а также за счет того, что крымские рыбаки, естественно, вынуждены были вести промысел под флагом и в соответствии с законодательтвом РФ. Других возможностей им российская власть не оставила.

Все годы с момента оккупации Крыма Украинско-Российская Комиссия по вопросам рыболовства в Азовском море каким-то чудом продолжала работать, несмотря на тяжелые последствия агрессивных по отношению к Украине действий России.

Почему это было возможно?

Во-первых, все или почти все Азовское море оставалось морем равных прав украинских и российских рыбаков, то есть, исключая прибрежные зоны и лиманы, украинские и российские рыболовные суда до нынешнего года пока могут работать на всей акватории моря.

Во-вторых, обе стороны придерживались лимитов/квот, не допуская перелова и, таким образом, на национальном уровне сохраняя гарантии, что рыбные запасы моря не будут уничтожены вследствие безответственного, нерегулируемого на двустороннем уровне рыболовства.

В-третьих, Российской стороной Комиссии никогда не поднимался вопрос о мерах регулирования в Азовском море с учетом их позиции касательно того, что Крым является территорией РФ.

То есть вся нормативная база Комиссии не претерпела изменений, которые поставили бы под сомнение для Украины принадлежность Крымского полуострова. Со своей стороны Украина не заостряла в рамках Комиссии вопрос о статусе Крыма, рассматривая его за рамками сферы компетенции Комиссии.

Таким образом, основой для работы Комиссии все эти годы оставался ее технический характер, в целях сохранения рыбных богатств моря и ведения рыболовства по согласованным правилам. Очевидно, что как только любая из сторон пошла бы на обострение, расширив политические аспекты взаимоотношений на область компетенции Комиссии, с этого момента будущее Азовского моря отправлялось бы в туманную перспективу, когда каждая страна делает в морской зоне своего фактического (читаем "военного") контроля то, что считает нужным, без попыток согласовать свои шаги с другим прибрежным государством.

Произошедшие на текущей неделе в Киеве события, когда было прервано проведение ХХХ сессии Комиссии, кажется, почти привело нас к этим туманным временам.

Нынче перед политическим руководством страны стоит дилемма - на базе пока действующих российско-украинских соглашений по Азовскому морю и рыбному хозяйству попытаться сохранить техническую согласованность шагов Украины и РФ в отношении рыбных запасов и рыболовства в Азовском море, соответственно сохранив Украинско-Российскую Комиссию по вопросам рыболовства в Азовском море как технический орган регулирования рыболовства, либо предпринять шаги по разрыву данных соглашений и построению новых правовых основ для рыболовства в бассейне Азовского море.

На данный момент мы не наблюдаем признаков территориального спора между Украиной и РФ касательно акватории Азовского моря, хотя, к сожалению, участившиеся случаи чрезмерной активности российских контролирующих органов по отношению к судам, следующим в украинские порты или из них, не служат разрядке напряженности.

По нашему мнению, единственной, но важнейшей практической основой работы Украинско-Российской Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море во все последние годы было то, что ее решения системно внедрялись в законодательство Украины и РФ, будучи важным руководством для контролирующих рыболовство органов обеих стран.

Очевидно, одним из ключевых вопросов, на который надо дать ответ при принятии решения о судьбе соглашений по Азовскому морю, является вопрос о том, что взамен предложит Украинское государство своим гражданам и, в частности, жителям прибрежных регионов Азовского моря, каким образом без Комиссии будет обеспечивать сохранность рыбных запасов моря и защищать законную деятельность украинских рыбаков в Азовском море, исходя из реального состояния потенциала Украины, в частности национального военного потенциала на акватории Азовского моря? Не станет ли конец Комиссии началом новой реальности, когда для украинских рыбаков останется лишь часть моря, окольцованная, как линией фронта, линией противостояния и контроля украинских и российских боевых кораблей?

Так или иначе, мы станем свидетелями развития событий, первым из которых станет завершение или незавершение ХХХ сессии Украинско-Российской Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море, как, наверно, одного из последних украинско-российских органов, обеспечивающего согласованное природопользование в пределах одного из самых уникальных морей Планеты.

Институт рыбного хозяйства и экологии моря (ИРЭМ), г. Бердянск